Монастырь был основан в 1713 году в селе Большой Вьяс. Началось существование монастыря с того, что два благочестивых старца Иоанн и Тихон появились в этих краях и принесли образ Владимирской Богоматери. Они сделали часовенку на источнике, истекающем из пригорка, и поставили в эту часовенку икону Владимирской Богоматери. Вскоре после этого начали сходиться отшельники, странствующие монахи. В 1713 году граф Головкин писал царю челобитную, в которой говорилось об этих монахах и об его графовом обещании построить на ключе церковь во имя Владимирской Богоматери. Так рядом с часовенкой образовалась церковь, а затем и целый монастырь, красивейшее сооружение окрестных мест.

Соборный храм во имя Божьей Матери Владимирской начат постройкою в 1858 году и окончен в 1863 году. Этот величественный каменный, «о пяти главах» с крестом на главном куполе, холодный, крытый железом храм, стоял посреди монастыря. Высота его с крестом на главном куполе 39 аршин (27,69 м), длина 44 аршина (31,24 м) и ширина 18 аршин (12,78 м). Иконостас сего храма был двухъярусный, на одном резьба, карнизы, рамы у окон и колонны, позолоченные червонным золотом. Иконы в нем писаны академиком художеств Степаном Пологиным  на средства иеромонаха этого монастыря Валерия в 1913 г. Наружные стены были покрыты краской. Было огромное позолоченное паникадило (люстра со свечами), каждая свеча которого была обвита золотой лентой.

Второй соборный храм во имя Усекновения Главы Иоанна Предтечи и Крестителя Господня стоял недалеко от первого. Он также был каменный, «о пяти главах», начат постройкою в 1898 году и окончен в 1902 году «на средства доброхотных дателей». Освящен Преосвященным Тихоном, епископом Пензенским и Саранским. Высота этого храма с крестом на главном куполе 36 аршин (25,56 м), длина и ширина по 24 аршина (17,4 м). Иконостас двухъярусный, в нижнем ярусе – трое царских врат хорошей резьбы, врата и рамы позолочены червонным золотом, карнизы и колонны покрыты белой эмалью. Иконы писаны в Санкт-Петербурге художником Михаилом Семеновичем Коновым на средства Санкт-Петербургского купца Торопова. Наружные стены покрыты красною масляною краскою и расписаны живописью священных изображений и орнаментами.

Храмы эти были богатыми, имели много икон с великолепными ризами: золотыми, серебряными. Некоторые были отделаны драгоценными камнями. В 1907 г. в этих двух храмах устроены киоты, в которых по временам года находилась главнейшая святыня обители – Чудотворная икона Божьей Матери Владимирской. Икона «очень древняя, по уверению живописцев, греческого стиля». Как отмечают документы, «эта чудотворная икона пользуется особым чествованием православных христиан и привлекает в монастырь немалое количество богомольцев, даже из далеких стран». Особым чествованием и известностью икона стала пользоваться с 1830 года, когда она по случаю свирепствовавшей в то время холеры была принесена в город Пензу, и за избавления жителей от эпидемии они устроили для нее «сребро-позлащенную ризу с дорогими камнями». Кроме того, от иконы были и другие чудеса, поэтому во время народных бедствий жители приносили икону в свои дома и служили перед ней молебны. На основании указа Святейшего Синода и распоряжения епархиального руководства с 1858 г. эта икона ежегодно выносилась из монастыря «во многие города и отдаленные селения Пензенской епархии».

В 1903 г. на месте источника, где была прежняя церковь, основанная в 1713 г., была построена деревянная церковь во имя Богоматери «Живоносного Источника». Монастырь был одним из красивейших ансамблей церковной архитектуры. В монастыре была также построена каменная четырехъярусная колокольня. Кроме того, в монастыре было сооружено четыре каменных и три деревянных корпуса. На северной стороне монастыря располагалось каменное двухэтажное здание, в котором имелось 13 братских келий, одна из них – для настоятеля. В одноэтажном каменном здании на южной стороне монастыря было 9 братских келий. В другом каменном одноэтажном корпусе находились трапезная, келарня (кладовая для монастырских припасов) и хлебопекарня. А в третьем – располагались портная и столярная мастерские и кельи мастеровых. В двух деревянных зданиях находились кельи, а также просфорная пекарня. В монастыре было много хозяйственных построек (ледник, амбары, склады, конюшня, конный и скотский дворы, баня, пчельник). На западной стороне монастыря было три деревянных гостиных корпуса для богомольцев. Вся территория монастыря была обнесена каменным забором. На столбах этого забора были большие стеклянные шары, голубые, желтые, зеленые, белые. Их видно было издалека. От каждого храма были проложены дорожки. От Зимнего дорожка была кафельной, от Летнего – мраморной. На территории росло много цветов, за которыми ухаживал садовник. Так же был фонтан.

На ярмарочной площади существовали калачные пекарни, трактирные чайные заведения, «30 лавок для мануфактурной и галантерейной торговли». Ярмарки бывали здесь 21 мая, 23 июня и 14 сентября ежегодно.

Монастырь владел земельными угодьями (35 десятин собственной и 143 десятины приобретенные покупкой в 1896 г.) и лесным наделом из Саранского лесничества.

На 1914 г. в монастыре было 19 монашествующих и 32 послушника. Из монашествующих: настоятель-игумен -- 1, иеромонахов -- 7, иеродиаконов -- 5, монахов -- 6 человек. Из послушников: 12 указных и 20 человек, живущих на испытании.

Монастырь просуществовал до 1931 года. А в 1931 году, с приходом к власти большевиков, монастырь, как и многие храмы в то время, был разгромлен.

М. В. Кролин рассказывал, как разрушали монастырь, а на его месте образовали школу, в которой он учился, а потом работал учителем. Школа называлась ШКМ. Вот что он говорил (отрывок): «Людям стали запрещать посещать праздничные богослужения. А в 1930 году монастырь был закрыт. Монахи были изгнаны, а в 1931 году начали разрушать стены вокруг монастыря. Разбирали по кирпичику, но когда разбирали получалось кирпичей мало: кладка была очень крепкой, кирпичи ломались на части, измельчались в крошку. Кирпичи возили на дорогу. Это был первый шаг к разрушению великолепного сооружения. Но дальше было еще больше кощунства по отношению к религиозным святыням: драгоценности с икон растаскивали, священные книги и сами иконы скидывали в большие кучи и сжигали. И все же местным жителям удалось спасти некоторые из икон. Еще в монастыре была большая библиотека: огромные рукописные книги в кожаных переплетах. Среди книг была и летопись монастыря. Позже с колокольни был снят колокол, и она тоже была разрушена. Летний и Зимний соборы были отданы в распоряжение РТС, которая оборудовала их под тракторные мастерские. В 1950 году в помещениях монастыря была открыта школа ШКМ. Вначале учеников было немного, классы были сделаны в помещении монастырской столовой. Но со временем учеников стало больше и учебные классы были перенесены в бывшие монашеские кельи. Были ученики, которые приезжали из дальних сел, поэтому из монастырской гостиницы для странствующих прихожан и паломников сделали интернат для неместных учеников. Во многих помещениях остались еще фрески и изображения икон на стенах. Их пытались соскребать. Кое-где это удавалось. В основном же забеливали. Но к концу учебного года лики святых снова проступали из-под побелки. Так продолжалось длительное время. И в конце концов все стены были покрашены».