Вьясская Владимирско-Богородицкая мужская пустынь основана на рубеже XVII и XVIII веков на правом берегу реки Вьяс при источнике, куда, по преданию, (по некоторым сведениям, именно в 1691 году) пришли двое старцев - Иоанн и Тихон, которые принесли сюда Владимирскую икону Божией Матери и поставили ее над ключом. Там, в непроходимой чаще леса, над источником, истекающем из пригорка, они построили деревянную часовню. Со временем вокруг нее было построено несколько келий, в которых подвизались богомольцы, искавшие молитвенного служения Богу в полном уединении. 

 В 1713 году, стараниями графа Гавриила Ивановича Головкина, владельца местных земель, вместо часовни была построена деревянная церковь Владимирской Божией Матери.Тогда граф Гавриил Иванович Головкин «бил челом» царю Петру Алексеевичу, «а в челобитной его написано: в прошлых годах в Пензенском уезде, в Шукшинском стане, близ вотчины его, села Вьяса, в лесу его построена на ключе в пусте месте часовня, у той часовни живут монахи слепые и хромые и кормятся подаянием мирским, и ныне де он обещался на том ключе, где часовня стоит, построить церковь, во имя Владимирския Пресвятыя Богородицы».  22 января 1713 г. Петр I своим указом повелел соорудить церковь Живоносного Источника.  Вскоре над родником соорудили церковь Божией Матери Живоносного Источника. К апрелю в ней был уже готов иконостас, и в 1714 году храм был освящен. А  на устроение здесь монашеской обители  граф Гавриил Иванович Головкин, пожертвовал земли, лесные угодья и рыбные ловли.

Первый историк этих мест, священник Серафим Степанович Старосивильский, после рассказа о главной святыне Вьясской пустыни – чудотворной Владимирской иконе, писал: «В пустыни есть еще один предмет, достойный благочестивого внимания, – это родник или источник. Этот источник есть тот самый, на котором была поставлена, принесенная сюда икона Владимирской Божией Матери, и который до сих пор составляет предмет благоговейного уважения приходящих в пустынь богомольцев. Возле этого родника устроена церковь Божией Матери Живоносного Источника. Вода из него искусно проведена через трубы под церковь, в которой против царских врат устроено водовместилище в виде бассейна. В этом бассейне вода бьет фонтаном и отсюда выходит за стены храма. Пред выносимою на это водовместилище иконою Владимирской Божией Матери совершаются молебны и акафисты. Вода, почерпаемая из этого источника, считается богомольцами целебною; иногда в этот источник многие немощные погружают свои болящие члены».

В 1740 году в этой пустынке была  построена вторая церковь - во имя Живоначальной Троицы.

В 1764 году пустынь была упразднена и приписана к приходскому храму села Большой Вьяс, а главная ее церковь сделана сельской кладбищенской. Однако пустынь продолжала существовать и постепенно приходила в упадок.

 В 1851 году она сделана самостоятельной и началось ее возрождение.

В 1801 году пустынь вновь возродилась и в разные годы была приписана к Саранскому Петропавловскому монастырю и Пензенскому архиерейскому дому, лишь с 1823 по 1832 год оставаясь самостоятельной. Ее истинное возрождение началось в 1851 году, когда она снова получила самостоятельность. Вместо ветхих церквей были построены новые деревянные церкви во имя Живоначальной Троицы (1851 г.) и в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» (1857 г.) и каменная пятиглавая церковь во имя Владимирской иконы (1853-1862 гг.), иконы для которой написал художник императорской Академии художеств С. Перелогин.

В 1853 году в общине насчитывалось 16 человек.

В конце XIX века пустынь представляла собой компактно расположенный комплекс, включающий кроме трех церквей четырехъярусную каменную колокольню, жилые и хозяйственные постройки. Здания были окружены каменной оградой, сооруженной в 1886 году, протяженностью 500 саженей, с двумя башнями на углах западной стороны и двумя воротами.

 В 1898-1903 годах построен еще один каменный храм - в память Усекновения  главы Иоанна Предтечи.

В 1858-1863 годах  вместо ветхого деревянного построен каменный Пятиглавый храм во имя Владимирской иконы Божией Матери, он считался соборным храмом монастыря.

В начале XX века храм был вновь перестроен, а 28-29 августа 1903 года освящен епископом Тихоном (Никаноровым). Храм этот большой и просторный. Массивный прямоугольный объем храма завершается близко посаженным пятиглавием с центральным световым барабаном. С высоко расположенными полуциркульными окнами перекликаются арочные порталы входов, которые расположены с северной, южной и западной сторон. Углы здания и стены отмечены спаренными лопатками, цоколь - прямоугольными нишами.

Рядом с Владимирским собором в 1898-1902 гг. сооружен пятиглавый каменный храм в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи. В этих двух храмах поочередно находилась святыня монастыря – Владимирская икона Божией Матери, почитаемая за чудотворную. На роднике на месте первой церкви обители в 1857 г. была поставлена уже  деревянная церковь во имя иконы Божией Матери «Живоносный Источник». 

Количество насельников пустыни  тоже увеличивалось с каждым годом.  К 1907 году Вьясская Владимирско-Богородицкая мужская пустынь насчитывала: настоятеля, 21 монаха, 5 послушников и 25 находящихся на испытании.

В 1913 году настоятелем пустыни стал иеромонах Геронтий (Титов; 1877–  1937 гг.).  При нем в 1914 году была  оформлена  последняя перед революцией 1917 года  официальная ведомость монастыря. Она называлась: «Ведомость о Вьясском Владимирском Богородичном мужском Монастыре.  Саранский уезд Пензенской Епархии за 1914 год». В ней было подробно описано имущество монастыря, здания в ограде монастыря, храмы, четыре каменных и три деревянных корпуса монастыря, здания за стенами монастыря, угодия монастыря. Также была составлена «Ведомость о монастырях, общинах и о монашествующих духовенств Пензенской Епархии» , «Послужный список о монашествующих и послушниках Вьясского Владимирского мужского монастыря за 1914 год» , «Ведомость о капиталах, принадлежащих  Вьясскому Владимирскому монастырю, и заключающихся в процентных бумагах и билетах за 1914 год».  В частности там было записано следующее:

«Земли кругом монастыря и на которой он стоит, находится – 35 десятин 2200 сажень;

план на нее и копия с вводного листа имеются.

Лесного надела из 24 квартала Турдаковской, Саранского лесничества,  оброчной лесной дачи, отстоящей в 12 верстах от монастыря,  -  82 десятины 480 сажень леса, который введен во владение в 1896 году;

план и вводный  лист имеются.

1.      Земля в количестве 143 десятины 500 сажень, находящаяся в монастыре, из них пахотной - 50 десятин, а 93 десятины 500 сажень разнаго возраста сосноваго, а частью березоваго леса; приобретена покупкою у Г-Же Баратынской; введена во владение в 1896 году;

план и вводный  лист имеются.

2.     Ярмарочная площадь около монастыря в 6 десятин 1300 сажень, приобретена покупкою у  Удельного Ведомства в 1889 году; введена во владение в 1896 году;

 план и вводный  лист на оную  имеется.

3.     Жалования монастырь от казны не получает, а содержится собственными средствами.

4.      Растоянием сей монастырь от губернского города Пензы в 75 верстах.

5.     Просветительно-благотворительных учреждений при монастыре не имеется.

6.      Сей Вьясский Владимирский монастырь – общежительный и принадлежит к III-му разряду.

7.     При монастыре имеются: Настоятель Игумен 1, Иеромонахов 7, Иеродиаконов 5, Монахов 6, указных послушников 12, послушников, живущих на испытании 20 человек.

8.      Опись церковно-ризничему имуществу имеется за шнуром и печатию; составлена в 1910 году.

9.     Приходно – расходныя книги – церковная и экономическая – на сей 1914 год выданы из Пензенской   Духовной Консистории за шнуром и печатию, за № 21342 И 21343; Ведутся исправно;

 прочия такия же книги прежних лет хранятся в целостности.

10.                        Указы Пензенской   Духовной Консистории и другия официальныя бумаги и  копии с послужных списков и книги входящих и исходящих бумаг хранятся в целостности».

Все эти документы подписаны членами совета: настоятелем монастыря игуменом Геронтием, духовником  Иеромонахом Валерием,                       благочинным иеромонахом  Герасимом, ризничим иеродиаконом Анфимом.    (Все эти документы в приложении)

   Все монастыри Пензенской губернии были  официально  закрыты  в  1918  году. Но  во Вьясской пустыни  монашеская  жизнь  еще  несколько  лет  теплилась, благодаря деятельному настоятелю, архимандриту Геронтию, возведенному в этот  высокий  сан  на  рубеже  10-х–20-х  годов, кстати, единственному  из  всех настоятелей и наместников монастыря предыдущих лет. В годы Богоборчества  настоятель Вьясской пустыни не просто не опустил руки, но и  сумел  наладить  монастырскую  жизнь  в  новых  условиях.  При  изъятии  в апреле 1922 года церковных ценностей ему удалось отстоять и даже вернуть большую часть из них; в марте 1923 года стараниями о. Геронтия из братии было организовано сельскохозяйственное товарищество, в которое вошли 19 из 28 насельников пустыни (остальные были нетрудоспособными). В августе настоятелю пришлось  отвечать на  запросы Саранского ГПУ;    сделал  он  это так,  чтобы,  по  сути,  ничего  не  сообщая,  не  попасть  под  подозрение  в “сопротивление властям”. Но  когда  власти Саранского  уезда  взяли  курс  на  полное  уничтожение  монашеского  жития, Вьясскому монастырю уцелеть не удалось. В 1925 году он был разогнан, а с 1931 года началось разрушение стен и корпусов монастыря. Позже  в храмах разместили тракторные мастерские, а в 1950 году – школу крестьянской молодежи.  В советское время храм над источником  был сломан, но источник продолжал почитаться местными жителями и в эти годы, хотя икона исчезла. 

Запустение здесь продолжалось долгие годы… 
В 1996 году предприниматель Анатолий Петрович Захаров обустроил источник Владимирской иконы Божией Матери. Сам источник  был заключен в закрытое железобетонное кольцо с выходом воды через железную трубу, а над источником  была построена металлическая ажурная часовня. Тогда же  началось и восстановление пустыни. Несколько лет Анатолий Захаров восстанавливал и здания святой обители. С 1997 года на его средства велось восстановление Владимирского храма, где, наконец,  после 70 летнего запустения  возобновились богослужени.

Так, 3 июня 2002 года в день празднования иконы Владимирской Божией Матери, в обновленном храме состоялась первая Божественная литургия, возглавляемая Преосвященнейшим епископом  Пензенским и Кузнецким Филаретом. С этого же  2002 года пустынь стала женской и функционировала  в качестве архиерейского подворья. Ныне же это Вьясский Владимирско-Богородицкий        мужской монастырь  вновь образованной Кузнецкой и Никольской епархии. Настоятель монастыря - игумен Христофор (Ширяев), клирики: иеромонах Иоанн (Клыченков), иеродиакон Илия (Гуськов).

Чудотворная икона Владимирской Божией Матери милостью Божией же была вновь обретена в 2010 году. Оказывается, когда грабили монастырь, икону Богородицы спасла от поругания раба Божия Пелагия Майорова. Вместе с иконой она рекой добралась до Лесного Вьяса и скрыла ее в своей избе. Когда Пелагия заболела, то передала святыню благочестивой Марии Морозовой (Мещеряковой), которая почистила икону и хранила у себя до открытия храма в Лесном Вьясе. Некоторое время этот список в медном окладе был выставлен для почитания в новой церкви Лесного Вьяса.

В 2010 году нынешний настоятель Владимирского храма игумен Христофор узнал от местных жителей, что икона находится в Лесновьясском храме. Он взял икону на экспертизу. Икона была в плачевном состоянии: лики практически не сохранились, слой краски отходил. После долгих исследований и реставрации в Пензенском художественном училище она вернулась на своё исконное место. 

6 июля 2011 года состоялся крестный ход. От Лесного до Большевьясского монастыря икону несли на руках. А затем во Владимирском храме состоялась Божественная Литургия, которую совершил епископ Пензенский и Кузнецкий Вениамин. 

Слава Богу за все!

Монастырь был основан в 1713 году в селе Большой Вьяс. Началось существование монастыря с того, что два благочестивых старца Иоанн и Тихон появились в этих краях и принесли образ Владимирской Богоматери. Они сделали часовенку на источнике, истекающем из пригорка, и поставили в эту часовенку икону Владимирской Богоматери. Вскоре после этого начали сходиться отшельники, странствующие монахи. В 1713 году граф Головкин писал царю челобитную, в которой говорилось об этих монахах и об его графовом обещании построить на ключе церковь во имя Владимирской Богоматери. Так рядом с часовенкой образовалась церковь, а затем и целый монастырь, красивейшее сооружение окрестных мест.

Соборный храм во имя Божьей Матери Владимирской начат постройкою в 1858 году и окончен в 1863 году. Этот величественный каменный, «о пяти главах» с крестом на главном куполе, холодный, крытый железом храм, стоял посреди монастыря. Высота его с крестом на главном куполе 39 аршин (27,69 м), длина 44 аршина (31,24 м) и ширина 18 аршин (12,78 м). Иконостас сего храма был двухъярусный, на одном резьба, карнизы, рамы у окон и колонны, позолоченные червонным золотом. Иконы в нем писаны академиком художеств Степаном Пологиным  на средства иеромонаха этого монастыря Валерия в 1913 г. Наружные стены были покрыты краской. Было огромное позолоченное паникадило (люстра со свечами), каждая свеча которого была обвита золотой лентой.

Второй соборный храм во имя Усекновения Главы Иоанна Предтечи и Крестителя Господня стоял недалеко от первого. Он также был каменный, «о пяти главах», начат постройкою в 1898 году и окончен в 1902 году «на средства доброхотных дателей». Освящен Преосвященным Тихоном, епископом Пензенским и Саранским. Высота этого храма с крестом на главном куполе 36 аршин (25,56 м), длина и ширина по 24 аршина (17,4 м). Иконостас двухъярусный, в нижнем ярусе – трое царских врат хорошей резьбы, врата и рамы позолочены червонным золотом, карнизы и колонны покрыты белой эмалью. Иконы писаны в Санкт-Петербурге художником Михаилом Семеновичем Коновым на средства Санкт-Петербургского купца Торопова. Наружные стены покрыты красною масляною краскою и расписаны живописью священных изображений и орнаментами.

Храмы эти были богатыми, имели много икон с великолепными ризами: золотыми, серебряными. Некоторые были отделаны драгоценными камнями. В 1907 г. в этих двух храмах устроены киоты, в которых по временам года находилась главнейшая святыня обители – Чудотворная икона Божьей Матери Владимирской. Икона «очень древняя, по уверению живописцев, греческого стиля». Как отмечают документы, «эта чудотворная икона пользуется особым чествованием православных христиан и привлекает в монастырь немалое количество богомольцев, даже из далеких стран». Особым чествованием и известностью икона стала пользоваться с 1830 года, когда она по случаю свирепствовавшей в то время холеры была принесена в город Пензу, и за избавления жителей от эпидемии они устроили для нее «сребро-позлащенную ризу с дорогими камнями». Кроме того, от иконы были и другие чудеса, поэтому во время народных бедствий жители приносили икону в свои дома и служили перед ней молебны. На основании указа Святейшего Синода и распоряжения епархиального руководства с 1858 г. эта икона ежегодно выносилась из монастыря «во многие города и отдаленные селения Пензенской епархии».

В 1903 г. на месте источника, где была прежняя церковь, основанная в 1713 г., была построена деревянная церковь во имя Богоматери «Живоносного Источника». Монастырь был одним из красивейших ансамблей церковной архитектуры. В монастыре была также построена каменная четырехъярусная колокольня. Кроме того, в монастыре было сооружено четыре каменных и три деревянных корпуса. На северной стороне монастыря располагалось каменное двухэтажное здание, в котором имелось 13 братских келий, одна из них – для настоятеля. В одноэтажном каменном здании на южной стороне монастыря было 9 братских келий. В другом каменном одноэтажном корпусе находились трапезная, келарня (кладовая для монастырских припасов) и хлебопекарня. А в третьем – располагались портная и столярная мастерские и кельи мастеровых. В двух деревянных зданиях находились кельи, а также просфорная пекарня. В монастыре было много хозяйственных построек (ледник, амбары, склады, конюшня, конный и скотский дворы, баня, пчельник). На западной стороне монастыря было три деревянных гостиных корпуса для богомольцев. Вся территория монастыря была обнесена каменным забором. На столбах этого забора были большие стеклянные шары, голубые, желтые, зеленые, белые. Их видно было издалека. От каждого храма были проложены дорожки. От Зимнего дорожка была кафельной, от Летнего – мраморной. На территории росло много цветов, за которыми ухаживал садовник. Так же был фонтан.

На ярмарочной площади существовали калачные пекарни, трактирные чайные заведения, «30 лавок для мануфактурной и галантерейной торговли». Ярмарки бывали здесь 21 мая, 23 июня и 14 сентября ежегодно.

Монастырь владел земельными угодьями (35 десятин собственной и 143 десятины приобретенные покупкой в 1896 г.) и лесным наделом из Саранского лесничества.

На 1914 г. в монастыре было 19 монашествующих и 32 послушника. Из монашествующих: настоятель-игумен -- 1, иеромонахов -- 7, иеродиаконов -- 5, монахов -- 6 человек. Из послушников: 12 указных и 20 человек, живущих на испытании.

Монастырь просуществовал до 1931 года. А в 1931 году, с приходом к власти большевиков, монастырь, как и многие храмы в то время, был разгромлен.

М. В. Кролин рассказывал, как разрушали монастырь, а на его месте образовали школу, в которой он учился, а потом работал учителем. Школа называлась ШКМ. Вот что он говорил (отрывок): «Людям стали запрещать посещать праздничные богослужения. А в 1930 году монастырь был закрыт. Монахи были изгнаны, а в 1931 году начали разрушать стены вокруг монастыря. Разбирали по кирпичику, но когда разбирали получалось кирпичей мало: кладка была очень крепкой, кирпичи ломались на части, измельчались в крошку. Кирпичи возили на дорогу. Это был первый шаг к разрушению великолепного сооружения. Но дальше было еще больше кощунства по отношению к религиозным святыням: драгоценности с икон растаскивали, священные книги и сами иконы скидывали в большие кучи и сжигали. И все же местным жителям удалось спасти некоторые из икон. Еще в монастыре была большая библиотека: огромные рукописные книги в кожаных переплетах. Среди книг была и летопись монастыря. Позже с колокольни был снят колокол, и она тоже была разрушена. Летний и Зимний соборы были отданы в распоряжение РТС, которая оборудовала их под тракторные мастерские. В 1950 году в помещениях монастыря была открыта школа ШКМ. Вначале учеников было немного, классы были сделаны в помещении монастырской столовой. Но со временем учеников стало больше и учебные классы были перенесены в бывшие монашеские кельи. Были ученики, которые приезжали из дальних сел, поэтому из монастырской гостиницы для странствующих прихожан и паломников сделали интернат для неместных учеников. Во многих помещениях остались еще фрески и изображения икон на стенах. Их пытались соскребать. Кое-где это удавалось. В основном же забеливали. Но к концу учебного года лики святых снова проступали из-под побелки. Так продолжалось длительное время. И в конце концов все стены были покрашены».

Подкатегории

Проверка