С Владимирской иконы Пресвятой Богородицы на протяжении столетий было написано множество списков, некоторые из которых тоже прославились чудотворениями, как и образ из Вьясской пустыни. Этой иконе более 300 лет, официально она датируется 1713 годом, когда по Указу Петра Первого в Большом Вьясе констатировался уже построенный монастырь. А начиналось все в далеком XVII веке. В Сурском крае в то время проживали казаки. Многие земли были необитаемы и раздавались служивым людям в качестве награды. Местное мордовское население здесь было преимущественно языческим. Два старца, Иоанн и Тихон, с Владимирской иконой Богоматери шли по тракту из Саранска на  Пензу миссионерским путешествием. Дойдя до одного из поместий, они остановились у реки, где бил ключ. Поставили икону, чтобы немного передохнуть, и услышали Голос о том, что эту икону нужно оставить здесь и основать монастырь.

  Чудеса и исцеления. 

Диакон Филарет из села Новая Кутля Саранского уезда страдал нарывами и кровохарканьем. Не найдя исцеления от принятых врачебных средств, он по совету благочестивых людей, испытавших на себе благодатную силу Вьясской Владимирской иконы Божией Матери, в 1836 году решился обратиться с молитвой к этой небесной Целительнице перед святой иконой. С большим трудом он достиг пустыни и 21 мая отслужил молебен перед святым образом, освятил воду в находящемся близ источнике и, напившись, стал совершенно здоров и чист от всех «струпов». Признав в этом чудесное действие божественной благодати, присущей святому образу Царицы Небесной, он вознамерился передать это действие и своей жене и детям, которые страдали такой же болезнью, и  возвращаясь домой из Вьяса, взял с собой святой воды. Как только семейные причастились этой воды с благоговением и верой, немедленно все сделались здоровы. С тех пор до поступления в обитель (это случилось в 1853 году после смерти жены) Филарет ежегодно ходил во Вьяс для поклонения святому лику Владычицы, от всего сердца возносил Ей благодарение за дарованную ему и его семейству милость.

 

Управляющий имением помещика Бахметьева в селе Усовке Николай Андреев 18 января 1853 года был поражен параличом левых руки и ноги, да так, что потерял возможность самостоятельно передвигаться. Вместе с этим болезнь сопровождалась ощущением необыкновенной боли в голове. Уже отчаявшись выздороветь, он вдруг почувствовал желание помолиться Божией Матери перед Вьясской Владимирской иконой, но не мог по болезни исполнить своего желания и крайне огорчался. Но 12 июля 1854 года эту святую икону принесли в церковь села Усовки. Андреев немедля велел нести себя туда и, «простерши перед чудным ликом Царицы Небесной слезное моление», совершенно освободился от головной боли и стал владеть рукой и ногой так, что с тех пор стал ходить сам без помощи трости. Это облегчение болезни он приписал благодатной силе Вьясской Владимирской иконы Божией Матери.

 

Жена диакона из села Семилей Мария Осипова в начале весны 1853 года стала чувствовать невыносимую боль в голове и от этого почти лишилась зрения. Месяца через два через село Семилей проносили Вьясский Владимирский образ Богоматери, и Мария приложилась к нему, отслужила перед ним в церкви молебен, все время молясь усердно о своем исцелении. После того болезнь у нее прекратилась и зрение вернулось, как прежде.

 

Жена мещанина Гаврилова из города Пензы несколько лет была одержима падучей болезнью, доводившей ее до помешательства рассудка. Но от благодатной силы, скрытой в чудесном образе Божией Матери, получила исцеление в 1855 году следующим образом. Вьясский Владимирский образ Пречистой Владычицы в августе того года был принесен в г. Пензу, и усердствующие брали этот образ в свои дома. Взяла и она, перед ним со слезами молилась небесной помощнице об исцелении от жестокой болезни. Но болезнь после молитв не прекратилась, а еще более усилилась. В этом страдальческом положении во сне явился Гавриловой тот образ, который она брала к себе в дом, и она услышала Голос, повелевающий ей просить у Царицы Небесной исцеления. Проснувшись, Гаврилова не могла удержаться от слез и тотчас же дала обет ежегодно ходить поклоняться святому образу Богоматери. После этого болезнь скоро ее оставила.

 

Крестьянин Н. Е. Мазанов из села Верхозовки Мокшанского уезда страдал от лихорадки. Всевозможные средства были употреблены, но напрасно: вместо облегчения доктора предрекали ему неизбежную смерть. Тогда-то и зашел в его дом благочестивый незнакомец и посоветовал ему прибегнуть к исцеляющей силе Царицы Небесной, сокрытой в святом Вьясском образе. В 1855 году Мазанов этот совет исполнил и избавился от лихорадки.

 

Его жена Евдокия была подвержена истерии до такой степени, что рвала на себе одежду. Беснующуюся в 1857 году муж повез во Вьясскую обитель для поклонения образу Заступницы, но, не доехав 14 верст, должен был остановиться, так как с женой случился необыкновенно тяжелый припадок, и отправился один. Прибыв в обитель, он отслужил молебен с водосвятием и, вынув из просфоры часть за здравие жены, возвратился к ней и насильно влил ей в рот воды, дав и часть просфоры. После этого больная тотчас получила исцеление. 

 

Родная сестра того же Мазанова, проживающая в Симбирской губернии, Параскева Евграфова также страдала истерией в течение 10 лет. Мазанов, испытав на себе и своей жене чудодейственную помощь от Царицы Небесной при вьясском образе, привез к себе в деревню сестру и отсюда с ней и женой отправился в пустынь. Здесь в течение 7 дней Параскева постоянно ходила в церковь, хотя от продолжающихся мучений не слышала, что поют или читают, и на восьмой день получила облегчение и мало-помалу совершенно исцелилась.

 

Споры об иконе.

При игумене Киприане в 1856 году, как сообщают «Пензенские епархиальные ведомости» за 1900 год, был разрешен «давний и весьма интересный церковно-исторический вопрос епархии». Как во Вьясском, так и в Саранском Петропавловском монастыре имелись одинаковые древние иконы Владимирской Божией Матери. И те и другие утверждали, что именно они обладают подлинником иконы и что в другом монастыре имеется список (копия) с него. Доказать, кто прав, не было воможности из-за отсутствия исторических данных, и вопрос оставался открытым. К его решению отец Киприан приступил с энергией, и оно состоялось при следующих обстоятельствах. По приказанию пензенского епископа Варлаама в присутствие консистории были принесены две спорные иконы и положены на аналой. Собрались прибывшие с иконами из Саранска и Вьяса монахи, пензенское духовенство и архиерейский хор. Прибыл суда и сам владыка для отправления молебна. По его окончании владыка вывел из среды певчих мальчика, необычайно кроткого и миловидного, всеобщего любимца, поставил его перед иконами и сказал: прикладывайся. Мальчик перекрестился, положил земной поклон, подошел к иконам и приложился сперва к той, которая принадлежала Вьясской пустыни. «Вот знамение, по которому решил я узнать подлинную икону», – сказал преосвященный. Таким образом, разрешено было историческое недоразумение. 

 

Чудесное спасение в годы гонений. 

После закрытия монастыря коммунистами все иконы, которые были в его храмах, вынесли к речке, чтобы сжечь на костре. В этот момент одна верующая семья, подпоив мужиков, выкрали святыню и сохранили ее. Ее хранили в семье, сначала глава семейства и его жена, а после их смерти она находилась у их дочери. Именно она не так давно передала эту икону в храм. Передала и скончалась, выполнив свою миссию. Похоронили ту женщи ну всей братией, а икону отправили в Москву на экспертизу, поскольку ее подлинность вызывала большие сомнения. Экспертиза, которая длилась целый год, подтвердила, что этой иконе 300 лет. Подлинность иконы смогли доказать и тем, что к ней в более позднее время были приписаны два святых – Тихон Амафутский и Иоанн Креститель, в память тех старцев, которые принесли ее в будущую обитель. Ни на одном списке этих святых нет. С нее был снят верхний слой, после чего икона была отреставрирована. По благословению епископа, перед тем как перевезти ее на историческое место во Вьясскую пустынь, икону привезли на несколько дней в Никольск, чтобы верующие смогли прикоснуться к этой святыни. 6 июля 2012 года на празднование Владимирской иконы Божией Матери в монастыре были совершены крестный ход и архиерейское богослужение. Перевернулась самая трагическая страница летописи этой святыни. 80 лет считалось, что икона исчезла безвозвратно. А теперь можно сказать о том, что Хозяйка возвращается в свою обитель. И может быть, сейчас через этот образ Царица Небесная поможет верующим избавиться от эпидемии греха, как когда-то избавила Пензу от заразной болезни.

Владимирская икона Богоматери, по преданию, была написана евангелистом Лукой на доске из того стола, за которым трапезовало Святое Семейство: Спаситель, Богородица и праведный Иосиф Обручник. Удовлетворяя благочестивому желанию первенствующих христиан, святой апостол изобразил кистью на доске лик Богоматери с Предвечным Младенцем на руках. Когда богомудрый писатель принес эту и другие две иконы, написанные им, к Пресвятой Богородице, то Она, воззрев на них, повторила пророческие слова, сказанные праведной Елизавете: «отныне ублажат Мя вси роди», присовокупив: «благодать Родшагося от Мене и Моя да будет со святыми иконами». Одна из этих трех икон по преданию и есть икона ныне именуемая «Владимирской».

В половине V в. она была принесена из Иерусалима в Константинополь, а в половине XII в. прислана Константинопольским Патриархом в Киев к великому князю Юрию Владимировичу Долгорукому и поставлена была в девичьем монастыре в Вышгороде. В 1155 г. князь Вышгорода, Андрей Юрьевич, отправляясь на север, чтобы там утвердить независимое владение, взял с собой чудотворную икону Богоматери. На пути служились молебны и от иконы совершались чудеса. Когда приближались к берегу Клязьмы, кони, везшие св. икону, вдруг остановились и не могли двинуться вперед ни на шаг. После усердной молитвы пред святой иконой, князь получил во сне повеление Богоматери поставить Ее икону во Владимире. Назвав это место «Боголюбивым», потому что «Бог возлюби» это место, князь Андрей создал здесь две каменные церкви, в одной из которых и была поставлена святая икона, а впоследствии основал здесь женский монастырь и город Боголюбов.

В 1160 году святая икона была перенесена во Владимир во вновь отстроенный и богато украшенный Владимирский храм, и с того времени стала называться «Владимирской», беспрерывно усугубляя свою славу новыми чудесами. По молитве пред этой св. иконой кн. Андрей Боголюбский победил поволжских болгар. В 1173 г., по убиении князя Андрея, когда народ, подстрекаемый безначалием и убийцами, грабил г. Боголюбов и Владимир, священник Николай, прибывший с князем из Вышгорода, в полном облачении обошел с Владимирской иконой по улицам города и мятеж утих. В 1185 г. (13 апреля.), во время пожара, истребившего Владимирский собор со всем его богатством, Владимирская икона сохранилась невредимой. В 1395 г. чудотворная Владимирская икона была перенесена в Москву, где с того времени и пребывает.